Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими. Сюжетно –ролевые игры привлекают малыша, прежде всего, своими предметами (кукла, машина, собачка, коляска), с которыми можно действовать (в машине что-то перевозить, куклу покормить, уложить спать, покатать в коляске, собачку вывести погулять и т. д.). Ребёнок сначала манипулирует предметом (кладёт куклу спать на кровать, вынимает её, мешает ложкой в кастрюльке), получая удовольствие от действия с ним. Но постепенно, раскрывая нравственную категорию «позаботиться о ком-то», он учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с машиной, с животным в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением. В сюжете игры «Дочки – матери» младший дошкольник выполняет короткую по фазе деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать), потом дополняет ещё фазу(варит еду), потом ещё(кормит куклу) . т. д. У него развивается умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов(кукла моет руки, ест, ложится спать; мама(папа) для куклы варит еду; и т. п.; папа (мама )моет машину, заправляет её бензином, нагружает груз, перевозит в другое место и т. п.). Наблюдение за трудом взрослого , рассматривание картинок с изображением заботы о машине, о животных (няни, мамы, шофёра, животновода и т. п.) и обозначение результата их деятельности, отношения к своим обязанностям словом «позаботилась - позаботился» - побуждает малыша к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательным взаимоотношениям между ними. Поэтому малыши по своей инициативе начинают объединяться( ходить друг к другу в «гости» - хозяин дома готовит для каждого гостя еду, заботливо угощает, а гость со своим ребёнком дарит подарки – читает стихи и другие формы поздравления – подражание празднованию «Дня рождения»). |